Например, Монтескье, воплощающий собой дух XVIII столетия и оказавший, между прочим, очень сильное влияние на Адама Смита, обладал, как известно, обширнейшими познаниями в области истории отдельных государств и народов с античности до нового времени. Но изучение отдельных фактов, государств и народов не было для него самоцелью.

Он хотел через знание подробностей пробиться к общему пониманию закономерностей, управляющих жизнью государств и народов, а также господствующих в истории сил, чтобы таким путем создать основу для создания правильного, разумного государства.

В реально существующих порядках он надеялся посредством духовного прозрения нащупать контуры правильного государственного порядка.

Следовательно, Монтескье через универсальное знание исторических фактов и сил стремился приобрести познания всеобщего характера и применимости. "Окунуться в богатство веков, с любовью погрузиться в мир уникальных явлений — такое умонастроение, типичное для XIX в., было бы для него не чем иным, как игрой или эстетством" (Франц Шнабель).