Следовательно, вопрос должен быть поставлен в общеисторической плоскости: каким образом общеисторическое, духовное, религиозное, политическое, социальное и хозяйственное развитие привело к столь глубоким изменениям хозяйственной действительности? Тот, кто пытается решить проблему через раскрытие сущности "капитализма", ставит вопрос не исторически, неверно и слишком узко. Еще дальше от исторической постановки вопроса уходит тот, кто вдобавок верит в то, что процесс развития данной сущности предопределен.

Во-вторых, понятие капитализма непригодно для характеристики хозяйственной деятельности, поскольку оно ничего не говорит о структуре хозяйственного порядка. Каждый вкладывает в указанное понятие те представления о порядке хозяйствования, которые подходят лично ему: анархия производства, конкурентное хозяйство, laissezfaire, господство монополистических сил в экономике или регулирование хозяйства со стороны государства, находящегося во власти анонимных сил.

Хуже того, с начала промышленной революции, т. е. в течение по меньшей мере 150 лет, человечество переживает довольно быструю смену и весьма своеобразные формы существования конкретных хозяйственных порядков.

Это многообразие очень важно и с общеисторической точки зрения.