Пусть машиностроительный завод А из F покупает железо у синдиката и продает свою продукцию на многочисленных рынках: на некоторых из них его руководитель считает цену плановым параметром, на других изучает возможную реакцию покупателей, а на третьих ориентируется как на возможную реакцию покупателей, так и на реакцию своих немногих конкурентов. Таким образом, данные, на основе которых рассчитывает свои планы руководитель машиностроительного завода или любого другого отдельного хозяйства, находящегося в аналогичном положении, очень различны по своей природе.

Поскольку от исходных плановых данных зависит хозяйственный план, а от плана — действия отдельных хозяйств в области предложения и спроса, то формы предложения и спроса могут быть поняты только из различия этих данных. Здесь мы имеем дело с решающим обстоятельством, из которого может исходить исследование форм рынка, существующих в конкретной экономике.

Беря отдельные ситуации, которые сегодня действительно имеют место, например, на машиностроительном заводе А, мы классифицируем их, исследуем каждую в отдельности, применяя выделяющую абстракцию, и определяем таким образом сначала чистые формы предложения и спроса, а затем из них и формы рынка.