Или вспомним о том хозяйственном порядке, который установился в немецком сельском хозяйстве после 1933 г. и при котором вышестоящий центральный публично-правовой орган воздействовал на хозяйственные планы отдельных единиц, а центральный план регулировал предложение сельскохозяйственной продукции. В результате на передний план выдвинулся элемент централизованно-административного хозяйства при сохранении права частной собственности. Напротив, отсутствие частной собственности отнюдь не означает непременно существования централизованного управления хозяйством.

Когда в царствах древнего Востока вся земля принадлежала их верховным правителям, это еще не означало, что они сами регулировали производство.

Правда, в некоторых государствах и в отдельные периоды такое наблюдалось.

В других же случаях крестьяне-арендаторы явно обладали свободой вступать в меновые хозяйственные отношения, а отсутствие права частной собственности проявлялось лишь в необходимости делать арендные платежи.

Данное обстоятельство очень затрудняет историко-экономические исследования, факт наличия тех или иных правовых институтов позволяет сделать только самые первые и весьма приблизительные выводы относительно структуры хозяйственного порядка.