Было бы в высшей степени интересно и полезно написать историю монополистической идеологии, начиная с тех времен и вплоть до сегодняшних идеологических обоснований картелирования. Обнаружилось бы, что эти идеологии приспосабливаются к духовно-культурной и общеполитической ситуации соответствующего времени, что в эпоху естественного права они ссылаются на него, тогда как в эпоху свободы предпринимательства оправдывают свое существование ссылкой на свободу каждого вступать в картельное соглашение, а в период социализации — на то, что картели и другие монополистические образования являются провозвестниками социализма.

Доказательство всякий раз направлено на то, чтобы убедить в совпадении группового интереса со всеобщим благом.

Очень часто воздействие, оказываемое такого рода идеологиями — в особенности на толкование законов и административную практику, — бывает весьма значительным. Научные теории также иногда становятся идеологиями, выражающими групповые интересы.

Так, например, теория естественного права была средством борьбы князей против низших сословий в XVII—XVIII вв.

Или другой пример — экономическое учение о свободе торговли, которое служило в XIX в. орудием в борьбе заинтересованных в ней групп против сторонников протекционизма.