Если бы крупное сельскохозяйственное производство имело конкурентов, оно должно было бы учитывать их ожидаемую реакцию, а не только ориентироваться на реакцию клиентов. Таким образом, перед нами случай монополии продавца или покупателя. Монополист устанавливает на основе исходных данных либо цену, которая как раз для него не является заданным параметром, либо количество выносимого на продажу (или закупаемого) товара и отпускает цену.

Руководители отдельных хозяйств в свои хозяйственные планы включают в качестве исходного параметра цену.

Примеры: фабрикант станков, считающийся с определенными ценами, которые он реально может получить за свои станки; глава домашнего хозяйства, сдающий внаем одну комнату в квартире и ежедневно закупающий многочисленные потребительские товары (выставляя предложение о сдаче комнаты, он исходит из цены, которая по имеющейся информации обычна в данный момент; при закупке продуктов питания, домашней утвари, одежды он также составляет хозяйственные планы исходя из определенных цен); хозяин прядильни, при закупке хлопка каждый раз рассматривающий рыночную цену как данную и действующий в соответствии с ней; розничный торговец, продающий сигареты, для которого продажная цена зафиксирована так же, как и цена его закупок у сигаретной фабрики.