Регулирование потребления происходит здесь без принуждения в отношении конечного потребителя, через замену сырья, которую потребитель чувствует не сразу из-за похожести новых текстильных товаров на прежние. Точно так же центральная инстанция может управлять потреблением, распоряжаясь добавлять в хлеб примеси, изменять рецептуру шоколадных изделий и другими подобными мерами, не давая непосредственных указаний отдельным потребителям. Центральной инстанции часто с успехом удается вносить изменения в потребление с помощью пропаганды: "Ешьте больше рыбы!

Ешьте больше свинины!" Такие методы позволяют оказывать долговременное воздействие на потребительские привычки народа, формируемые его историей, образованием, расой и климатом. Можем ли мы в данном случае сказать, что имеем дело с принуждением в сфере потребления?

Нет! Отдельный человек все еще может сам решать, какие из предложенных потребительских товаров он хочет купить. Можно называть это состояние "ограниченно свободным потребительским выбором" в отличие от "неограниченно свободного потребительского выбора".

Но принуждение в сфере потребления начинается только с того момента, когда возникает давление извне, когда потребитель вынужден получать или покупать определенные блага на основе приказа центральной инстанции или под давлением общественного мнения, т. е. когда он не может реализовать свою собственную волю.