Авторы такого рода описаний исторических деяний "капитализма" полагают, что рассуждают весьма современно, на самом же деле они возвращают нас к временам, когда мышление носило мистический характер. Здесь мы имеем дело со старой философской ошибкой — ярко выраженным "реализмом" . Кроме того, употребление понятия "капитализм" нанесло прямой вред в двух отношениях. Во-первых, оно затрудняет или вовсе исключает историческое понимание.

Ведь представляется естественным, выведя возникновение "капитализма" из общеисторического контекста, рассматривать его дальнейшее становление, развитие и смерть изолированно от общеисторических событий.

В глазах этих наблюдателей после возникновения капитализм ведет самостоятельное существование.

То обстоятельство, что хозяйственная жизнь, а потому и индустриализация, в каждое мгновение является частью общеисторического развития и влияет на него, что она постоянно взаимодействует со всеми прочими сферами жизни нации, упускается из виду.

Капитализм с его развитием от "раннего" к "позднему" капитализму превращается в deus ex machina; применение этого понятия дает лишь видимость разрешения конкретных экономических проблем.