Они сами и их поведение должны быть поняты в их особом духовном, природном и политическом окружении, и мы должны остерегаться создания гомункулов, которые возникнут, если мы начнем быстро конструировать реальные типы, например "средневековый человек", который хозяйствовал по принципу удовлетворения потребностей , или " капиталистический человек", подчинявшийся принципу доходности.

Следует "и здесь сознательно отказаться от любого монистического взгляда на эпоху" (А. Рюстов).

Если мы обратим внимание на реальных исторических людей, то окажется: чем нагляднее наше рассмотрение исторической индивидуальности отдельного человека, тем яснее мы видим, что его поведение при хозяйственном планировании и хозяйственной деятельности является как неизменным, так и многообразным. Любое описание ошибочно, если оно пренебрегает той или иной стороной.

Наука должна четко выявить обе стороны.

Она делает это, показывая, что все люди, будучи в здравом уме, всегда и повсюду действуют на основе экономического принципа, в чем и состоит неизменность. (Точка зрения историзма, будто человек полностью изменяется в ходе исторического развития, полностью противоречит фактам. ) С другой стороны, необходимо установить те признаки, которые конституируют различия людей в их хозяйственном поведении.

Это достигается разработкой пяти пар противоположностей.