Точно так же сегодня радикальные "реалисты", которые, однако, не ведают о том, что ими являются, в понятии "капитализм" видят некую сущность, обладающую большей реальностью, чем отдельные факты, и представляющую собой их причину. В капитализме обнаруживают causa efficiens не только хозяйственных, но вообще всех исторических процессов. Этот мистическимагический способ рассмотрения господствует в целом ряде современных социологических и экономических трудов.

Наглядный пример — книга Й. Шумпетера "Капитализм, социализм и демократия". В ней сообщается не только о том, каковы достижения капитализма или процесса капиталистического развития в технико-экономической области. Мы узнаем также, что восходящий капитализм создал современную науку, что он определял собой развитие живописи после Джотто, что современный пацифизм и современная общечеловеческая мораль тоже являются продуктами капитализма.

В ней повествуется и о том, что он породил к себе всеобщую ненависть и сам же рубит сук, на котором сидит. Шумпетер — позитивист. Он хочет излагать факты, не давая оценок.

Он стремится в духе Конта, сенсимонистов и многих других позитивистов "описать" закон развития, который обнаруживает себя в исторических фактах.