Следовательно, чтобы осуществить всеобъемлющий анализ власти, необходимо a priori исходить из возможности свободы всех людей.

В общественных науках мы должны принять в качестве аксиомы, что все люди свободны в выборе ценностей и различных способов мышления, познания, действия, пока их не ограничивают в этом "извне", через властное влияние. Поэтому Ойкен в основу изучения экономики заложил следующую модель поведения: "Всегда и везде в своих хозяйственных планах и тем самым в своих действиях люди пытаются достичь определенной цели с наименьшими затратами ценных для себя вещей". Вместе с тем "экономический принцип не имеет никакого отношения к целям и намерениям людей.

Эти цели весьма различны, они могут иметь, например, эгоистический или альтруистический характер".

Таким образом, теория хозяйственного порядка исходит из плюралистического индивидуализма, из различия индивидуальных целей и возможности их изменения.

Тем самым становится методологически возможно анализировать различные формы свободы людей и ее разрушения властью.