Слово "порядок" имеет, однако, еще и другое значение: порядок, соответствующий сути человека и сути дела, порядок, в котором существуют мера и равновесие. Еще античная философия оперировала термином "порядок" в этом смысле. В многообразии вещей она искала архитектонику мира.

В средние века была ярко выражена идея "ордо", которая решающим образом влияла на строение всей средневековой культуры.

Она означает осмысленное соединение многообразия в рамках единого целого.

Эта идея сущностного или естественного, порядка ("ордо") время от времени приобретает огромную силу, прежде всего в периоды несостоятельного или несправедливого реального порядка.

Абсурдность конкретных обстоятельств дает этому толчок.

Начинаются поиски такого порядка, который в отличие от реально существующего соответствует разуму или природе человека и вещей. Именно в такой неблагоприятный период на рубеже IV и V вв. эту идею разработал Августин.

В XVII—XVIII вв. позитивному порядку ("ordre positif") противопоставлялся естественный порядок ("ordre naturel"), что оказало сильное влияние, например, на сферу государственного и правового строительства и на экономическую политику.