Формы порядка следует искать в реальной экономической действительности; в соответствующий момент она имеет определенную упорядоченную структуру. В этих формах протекает повседневная хозяйственная жизнь.

Если мы не распознаем эти формы, значит, мы отказываемся от познания экономической действительности. Весьма метко сказал Гете: "В теории самой по себе нет никакого проку, кроме того, что она заставляет нас верить во взаимосвязь явлений".

Следует упомянуть здесь и Шиллера.

Он в высшей степени впечатляюще различает три ступени познания: для обычного эмпиризма "который не выходит за рамки эмпирического феномена", восприятие "всегда имеет отдельный и случайный характер".

Обычному эмпиризму доступен лишь "один единственный элемент опыта, а значит, недоступен никакой опыт".

Рационализм ищет "причинную связь явлений". "Эта функция разума, по моему мнению, необходима и является conditio sine qua поп любой науки!"Однако рационализм склонен жестко разъединять то, что в природе связано между собой".

Лишь третья ступень — "рациональный эмпиризмкак называет ее Шиллер, — объединяющая обычный эмпиризм и рационализм, является методом научного познания. "Таким образом мы обнаруживаем, что только полное развитие свободных мыслительных сил вместе с чистейшей высокоразвитой способностью чувственного восприятия ведет к научному познанию".