Одновременно, если дополнить Вундта, применение понятия "тип" пробивает себе дорогу в истории, психологии, педагогике и национальной экономии, В большинстве своем это реальные типы.

Об образовании идеальных типов Макс Вебер пишет: "Он вырабатывается путем одностороннего выделения одной или нескольких точек зрения и сведением в единый мысленный образ рассеянных и дискретных отдельных явлений, которые соответствуют этим односторонне выделенным гипотезам.

Такие явления встречаются гдето чаще, гдето реже, а коегде и совсем не встречаются.

В своей понятийной чистоте этот мысленный образ не может быть обнаружен эмпирическим путем нище в действительности, он есть утопия, и перед историком встает задача установить в каждом отдельном случае, насколько реальность приближается к этому идеальному образу, насколько, следовательно, характер экономических отношений в некотором городе может рассматриваться в понятийном смысле как "городское хозяйство". To, что Вебер говорит о создании идеального типа, является незаконченным наброском.

Но и к тому, что сказано, можно предъявить много претензий.

Вебер не понял фундаментального различия между реальными и идеальными типами, логического характера обоих типов и различия способов абстракции, ведущих к образованию каждого из них.