Мы имеем здесь такое состояние предложения и спроса, которое существовало и существует на многих рынках и которое мы называем "конкуренцией".

Недопустимо определять конкуренцию как такую форму предложения или спроса, при которой продавец или покупатель, изменяя свое предложение или спрос, действительно не оказывает никакого воздействия на цену. Такой формы предложения или спроса в реальной экономике не существует. Ее просто нельзя себе представить.

Фактическая реакция на действия отдельного участника рынка не является решающей для определения конкуренции; на ее основе нельзя строго отделить конкуренцию от других форм рынка. Решающим является то, что отдельный участник вследствие незначительности своего предложения или спроса относительно величины рынка не рассчитывает в своем хозяйственном планировании на такую реакцию, следовательно, считает цену исходным параметром и действует соответствующим образом. "Разумеется, каждый отдельный субъект, желающий участвовать в обмене, своим предложением и спросом оказывает некоторое влияние на уровень цен; но само по себе это воздействие в большинстве случаев незаметно и поэтому, с его собственной точки зрения, не представляет интереса.

Его хозяйственный план составляется так, как если бы меновые ценности учитываемых в нем товаров были определены раз и навсегда" (Виксель).