Анализ этой формы, которым экономическая теория в значительной степени пренебрегала, должен исходить из хозяйственных самостоятельных экономических единиц, причастных к созданию монополии, а также хозяйственного плана ее руководства. Обычно из-за трудностей согласования многочисленных планов отдельных хозяйств (с их специфическими интересами) здесь возникают внутренние противоречия, которые большинству коллективных монополий приходится постоянно разрешать. Теперь можно вернуться к государственно-правовому установлению цен.

В пункте 2с мы говорили о том, что в этом случае экономическое поведение продавцов и покупателей не может повлиять на цену, так что в планах отдельного хозяйства цена выступает как величина, заданная извне.

В этом можно заметить сходство между государственно-правовым установлением цен и конкуренцией.

Однако это будет справедливо только при определенных обстоятельствах, а именно, когда государственно-правовое установление цен возникает на рынке, на котором прежде существовала полная конкуренция продавцов и покупателей, а устанавливаемая цена близка к уровню прежней цены.

Если до сих пор цена картофеля в 3 рейхсмарки за центнер была для крестьянина исходным плановым параметром, поскольку он продавал его на крупном рынке и мог не обращать внимания на реакцию, которую вызывали его действия, то в сущности для него ничего не изменится в случае, когда цена в 3 рейхсмарки будет установлена государством.