Государственно-правовое установление цен занимает особое положение: оно может возникать при различных формах спроса и предложения, и значение его в каждом случае будет различно. Это особенно важно для его трактовки, потому что, как будет показано ниже, при государственно-правовом установлении цен часто начинают действовать элементы централизованно управляемого хозяйства.

Решающее значение при определении этих форм имеет метод. Определение их должно осуществляться как бы "снизу", на основе конкретных фактов.

Этот процесс начинается не за письменным столом ученого, он идет от рассмотрения реальных крестьянских дворов, фабрик, ремесленных мастерских, домашних хозяйств, а применительно к прошлому — от подробных сведений о хозяйственных единицах того времени.

Отсюда следует, что общепринятый подход требует корректировки. Он привносит определенные формальные предположения и навязывает их предмету исследования (как бы "сверху"). Так происходит, если на первый план выдвигается критерий однородности продуктов.

Или предполагается, что "хозяйственные субъекты, находящиеся по одну сторону рынка, существенно не различаются по "богатству" или "величине"" (фон Штакельберг), что они, таким образом, однородны по "размеруи нет никакого различия между крупными и мелкими участниками рынка.