Точно так же и монополия на закрытом рынке являет собой нечто иное по сравнению с монополией на открытом рынке. Масштабы власти первой существенно больше.

Закон о почтовой монополии, принятый во многих современных цивилизованных странах, запрещает, например, всякие перевозки почтовой корреспонденции местными органами власти или частными организациями и закрывает, таким образом, рынок в пользу монополии. Почтовое управление учитывает данное обстоятельство в своих планах.

Его положение отличается куда большей прочностью по сравнению, например, с положением крупной электростанции, которая хотя и является единственным поставщиком электроэнергии в некотором районе, однако ее рынок открыт, v ее монопольная власть может быть утрачена, если потребляющее эту энергию промышленное предприятие построит собственную электростанцию. Уже сам по себе факт существования такой возможности, как показывает опыт, побуждает монополиста проводить иную политику.

Он постоянно сознает, что находится под давлением, что многие его клиенты могут стать независимыми от него, например, наладив собственное производство электроэнергии.

Политика монополии на открытом рынке должна учитывать потенциальную конкуренцию, которая в случае монополии на закрытом рынке отсутствует.