Эту точку зрения следует рассматривать как реакцию на засилье анализа конкуренции в прежних исследованиях. В таком качестве она объяснима, но сама по себе весьма сомнительна. Здесь затушевываются различия, имеющие огромное значение для отдельного хозяйства и для хода всего хозяйственного процесса.

Приравниваются друг к другу фабрика шелковых ниток, которая удовлетворяет весь спрос страны на данный продукт, и фабрика по производству замков, которая вынуждена считаться с несколькими сотнями равноценных конкурентов. Положение обеих фирм на рынке совершенно различно.

Это различие, которое мы прекрасно осознаем в повседневной жизни, должно быть точно определено наукой. Легче всего найти это определение, если обратиться к предельным случаям. Такие случаи возникают прежде всего при следующих обстоятельствах.

При наличии товаров-субститутов. Например, пивоварня выступает как единственный продавец пива в некоторой части страны, и эту позицию она обеспечила себе соглашением о разделе рынка с другими пивоварнями. Но население имеет привычку пить в первую очередь вино, которое продается многочисленными торговцами и крестьянами-виноделами на конкурентной основе.

Вино и пиво — товары-субституты.