Развивая этот пример, можно выделить еще одну форму предложения и спроса.

Пусть в городе средней величины имеется два больших торговых предприятия и рядом с ними несколько десятков мелких торговцев продовольствием. При установлении цен на определенные виды овощей "карлики" ориентируются на цены обоих "великанов". Здесь имеет место "частичная олигополия".

Обе "крупные" производственные единицы проводят "частично олигополистическую рыночную стратегию": они не только учитывают ожидаемую реакцию друг друга и предполагаемую реакцию клиентов, но и принимают во внимание многочисленных "карликов" и их предполагаемые реакции. Пять заводов, производящих калийные удобрения, заключили картельное соглашение и установили минимальную цену на свой продукт в определенном регионе.

Теперь каждый завод должен считаться с тремя (а не с двумя, как в случае олигополии) параметрами меновой экономики.

А именно он должен учитывать установленную картельную цену, поведение четырех других заводов, инвестиционная политика которых требует пристального внимания, и, наконец, реакцию своих потребителей, которых он, невзирая на фиксированную цену, стремится привязать к себе, предлагая им хорошее обслуживание, выгодные условия оплаты, а возможно, и премии.