Отрицательное отношение к робинзонадам усиливается еще одним соображением. Робинзонады возникали прежде всего в XVIII в., и источником их была философия Просвещения. С их помощью пытались доказать, что естественная тяга к религии, морали и праву жива в каждом отдельном человеке.

Не связывает ли себя без нужды национальная экономия, когда она работает с робинзонадами, с некоторым "индивидуалистическим" исходным пунктом?Такие возражения основаны на недоразумениях.

Хотя человек и редко хозяйствует в одиночку, этот идеальный тип является чрезвычайно ценным для познания общественного хозяйства. Два свойства делают робинзонаду очень полезной логической схемой. Во-первых, здесь, где человек один должен решать все хозяйственные вопросы, основные факты хозяйствования обнаруживаются с особой убедительностью.

Отношение субъект — объект здесь предстает со всей ясностью и четкостью. С этим тесно связано второе преимущество модели робинзонады.

В этой карликовой форме централизованно управляемого хозяйства легко становится ясно, что каждое отдельное хозяйственное действие является звеном в общей взаимосвязи и каким именно образом это происходит.