Вплоть до верхней границы цен, за которой начинается конкуренция, у угольной шахты остается простор для монопольной политики. В этих пределах производственная единица закладывает в хозяйственный план ожидаемую реакцию покупателей и по ней определяет цену или величину предлагаемой продукции. Эта верхняя граница цены снижается по мере удаления от данного производства и уменьшения удаленности конкурентов.

В конечном счете достигается граница, где начинается спорная территория, т. е. где шахта, планируя свои продажи, — подобно другим конкурентам — включает в свои планы цену как заданный параметр. Совершенно очевидно, что граница между областью конкуренции и областью монополии перемещается с каждым сдвигом цен на конкурентной территории, а также с каждым изменением издержек монопольного производства. Многие производственные единицы имеют постоянную клиентуру, например розничные торговцы текстилем в городе средней величины.

Не создает ли это обстоятельство в известной мере монопольного положения? Или между такими предприятиями все еще господствует конкуренция? Где здесь граница?

Само наличие определенной клиентуры еще не создает монопольного положения, так как усилия предприятий направлены на то, чтобы полностью сохранить клиентуру или даже расширить ее.