Разве не научила нас наука XIX в. видеть в человеке существо, непрерывно и основательно изменяющееся в процессе исторического становления? Поскольку вся историческая жизнь непрерывно находится в движении, в потоке, кажется невозможным представлять "человека" как неизменную величину.

Если же это так, то как же можно отважиться на попытку придумать один теоретико-экономический аппарат для всех времен?

Ведь это было бы возможно, только если бы человек в своих хозяйственных планах и действиях обнаруживал определенное постоянство.

Но если его действия в разные времена и у различных народов непохожи?

Отпечаток на хозяйственный процесс различие людей в разные исторические эпохи? Все предшествующие вопросы сводятся к этой кардинальной проблеме.

Чтобы расчистить дорогу к ответу на этот вопрос, необходимо вначале проанализировать господствующую точку зрения. Так как она широко известна, достаточно лишь краткого очерка.

Они соответствует духу историзма, который владел умами в конце XIX — начале XX вв.

Предполагается, что хозяйствующий человек ведет себя в каждую эпоху по-разному.