Теперь настало время обратиться к важной проблеме, которую мы уже затрагивали, но оставляли для последующего рассмотрения и которая, несомненно, уже не раз возникала у самих читателей: мы показывали, что кажущееся необозримым множество экономических форм, предлагавшееся и предлагаемое историей, при правильном подходе может быть проанализировано и сведено к обозримому числу хозяйственных систем и их разновидностей. Тем самым создается базис для познания экономической действительности. Однако здесь возможно возражение, заключающее в себе истинную проблему.

Если бы даже нам удалось осмыслить многообразие институтов, то разве не изменяется также и человек? Разве не был он в период средневековья совершенно иным, чем сегодня? Разве его действия в ту эпоху не определялись совсем другим хозяйственным духом?

А насколько различно хозяйственное поведение, если сравнить людей разных культур, например европейской, китайской, индийской и южноамериканской!