Познание того или иного хозяйственного порядка составляет важную часть познания реальной экономики данного места и времени, но не исчерпывает его. В рамках конкретных хозяйственных порядков день за днем протекает рутинная хозяйственная жизнь. Как это происходит?

В этом, как выяснилось, заключается другая важная проблема. Противоречивый и пронизанный различными интересами опыт повседневной жизни может помочь познанию хозяйственного процесса в еще меньшей степени, чем познанию хозяйственных порядков, в рамках которых он протекает. Кроме того, здесь мы имеем дело с большой антиномией познания.

Как увязать исторический и теоретический подход к текущей хозяйственной жизни, чтобы благодаря этому достичь научного познания ее взаимосвязей?

После всего вышесказанного ответ лежит на поверхности: во всяком случае не пытаться сочинять особую теорию для каждого хозяйственного порядка. (Такая попытка кончилась бы неудачей уже потому, что каждый отдельный хозяйственный порядок, будь то современный американский хозяйственный порядок, иезуитский в Парагвае или любой другой из многообразных хозяйственных порядков современности и прошлого, представляет собой особый сплав многочисленных формообразующих элементов.